МБДОУ " Детский сад № 375 г.Челябинска"

Если родители и педагоги дорожат целью и направляют к ней подрастающее поколение, тогда они становятся партнерами для детей,
продвигаясь и развиваясь вместе с ними.

Логопед

В МБДОУ "Детский сад №375 г. Челябинска" работают два  учителя-логопеда. 
Для более быстрого и тесного взаимодействия с педагогами просим вас перейти на их персональные сайты.




 Зачем учиться правильно произносить звуки?

Если  малыш не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему? Какое отношение имеют неправильно произносимые звуки на успеваемость? Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.Таким образом, если ваш ребенок к 5 годам неправильно произносит те или иные звуки, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками.

Почему ребёнок пишет и читает с ошибками?

Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего , если у малыша достаточно развит фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно.

Как проверить фонематический слух?

1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса,мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.  Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:
- Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.
- Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.
-  Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.
- Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд взрослого.Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.
- Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается?Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух. Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции.
 - Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется,вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2. Ребёнку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
Да-та               Та-да                Ка-га
Та-да-та          Да-та-да         Ка-га-ка
Ца-ча-ца        Ча-ща-ща       Оц-оть-оц
Сок-цок          Том-дом         Лук-люк

3. Просим ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук. При этом проверяющим называют разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.
На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие. Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Особенности речевого развития детей от 0 до 5 лет

В речевом развитии ребенок проходит несколько стадий, знание которых необходимо родителям для того, чтобы избежать возможных проблем, а при необходимости, вовремя обратиться за помощью к специалисту.
Конечно, следует помнить, что не все дети развиваются одинаково, в речи, как и в других областях развития, возможны отличия, обусловленные разными факторами. Тем не менее, отставание речи ребенка на один возрастной период может привести его в группу риска, когда становится необходимой консультация логопеда. 
Мы рассмотрим пять возрастных интервалов, в которых обозначим основные направления развития речи.
Первый год. Период, в который происходят важные события, закладываются основы детской речи. Так, трехмесячный малыш осваивает ряд звуков и звуковых групп, с удовольствием вокализирует, т. е. издает звуки, реагируя на улыбку или ласковое обращение взрослых.
Повторяющиеся звуки становятся все более разнообразными и различимыми, образуют так называемый "лепет". Поток звуков, напоминаемый слова, свидетельствует о том, что ребенок "гулит".
Младенец даже может "разговаривать" таким образом сам с собой, либо с любимой игрушкой. На протяжении всего первого года малыш приобретает массу навыков, необходимых для формирования основ языка.
К концу года ребенок произносит несколько простых слов, многие слова понимает, реагирует на несложные просьбы, выполняет их.
Второй год. В начале данного периода дети показывают все более заметное понимание речи взрослых. Гораздо больше слов ребенок понимает, нежели произносит сам.
Все чаще малыш упражняется в произношении слов, многократно повторяя их наедине, либо за другими людьми. Ребенок внимательно прислушивается к обращенным к нему словам, пытается отвечать , порой на своем, только ему понятном языке. К двум годам малыш овладевает большим количеством слов, хотя многие из них произносит неправильно.
Он также может объединять слова между собой, или, наоборот, произносить какую либо часть слова. Появляются и первые словосочетания, но явные признаки развития речи следует ожидать не ранее, чем к двум годам.
Интересен тот факт, что детям доставляет огромное удовольствие произносить слова, много раз повторять одно и тоже. Развитие речевого аппарата приносит ребенку не меньшую радость, чем двигательная активность.
Третий год. Значительный прогресс в развитии речи ребенка и его понимании речи других.
Если малыш хорошо развивается во всех областях, но к двум с половиной годам заметного продвижения в развитии речи не наблюдается, необходимо обратить особое внимание на речевое развитие ребенка. В его речи должны присутствовать слова и простые предложения.
Иногда малыш пытается сказать больше, чем он пока может, и поэтому начинает запинаться. Если не превращать это в проблему, такие трудности вскоре проходят. Со стороны старших необходимы такт и терпение.
Положительно влияют в этот период чтение ребенку книжек, пение песенок, различные игры и общение со взрослыми, все это значительно обогащает словарный запас ребенка.
Четвертый год. К началу четвертого года жизни словарный запас ребенка составляет не менее двухсот слов. Достаточно уверенно ребенок может вести простую беседу, осознавая, что окружающие понимают его.
Речь ребенка обретает выразительность, он может говорить тише и громче, выражая тем самым свои эмоции. Ребенок начинает понимать более сложные нюансы взрослой речи, ему доступны простые сравнения и обобщения.
Дети могут считать до десяти, хотя иногда счет заучивается, как стишок, без понимания смысла; могут различать основные цвета. К четырем годам желательно уметь передавать содержание прослушанной сказки, заучивать и рассказывать наизусть несложные стихи.
Пятый год. Ребенок говорит в основном правильно, хорошо рассказывает и описывает действия, события, задает много вопросов, способен воспринимать смешное и, порой, шутит сам.
Как и в предыдущем возрастном периоде, ребенок может разговаривать сам с собой во время игры, но все чаще этот разговор становится внутренним, свои идеи и мысли малыш не всегда высказывает вслух.
Рассмотрев ряд основных моментов в речевом развитии маленьких детей, отметим важнейшие пункты, на которые следует обратить особое внимание.
Итак, отчетливое произношение слов наблюдается у некоторых детей уже до года, однако большинство начинает говорить на втором году жизни.
К двум с половиной годам вызывают беспокойство малыши, которые не говорят и не пытаются этого делать.
К трем годам ребенок имеет большой словарный запас, ведет беседу, осваивает абстрактные понятия, такие как цвет и счет, но в его речи еще достаточно много ошибок.
В четыре года встречается еще неправильное произношение, но речь становится связной и используется по самым разным поводам: беседа, вопросы, пересказ, чтение наизусть, описание событий и т. д.
К пяти годам развивается понимание таких категорий, как размер, время, цвет, счет, отмечается схожесть с речью дошкольников и младших школьников.
Задача взрослых в каждом возрастном  периоде  помочь ребенку дальше развивать речевые навыки, а при обнаруженных отклонениях в развитии речи обратиться за помощью к специалисту.





Комментариев нет:

Отправить комментарий