МБДОУ " Детский сад № 375 г.Челябинска"

Если родители и педагоги дорожат целью и направляют к ней подрастающее поколение, тогда они становятся партнерами для детей,
продвигаясь и развиваясь вместе с ними.

Необычные игры в песочнице

Уважаемые мамы и папы! Множество полезных игр с детьми можно предложить ребёнку в песочнице. Если вы уже ас в куличиках и хотите попробовать что-то новенькое, читайте дальше! Мы предлагаем вашему вниманию подборку дидактических и развивающих игр в песочнице Елены Каминской (по материалам семинара "Песочные сказки")

Давайте рассмотрим педагогическую роль песочных игр. Песок обладает удивительным свойством притягивать внимание детей. Он притягивает внимание даже очень подвижных малышей, во время «общения» с песком такие крохи становятся намного внимательнее сосредоточеннее. Играя с песком можно знакомить ребёнка с различными аспектами взаимоотношений людей, обучать написанию букв, развивать тактильные способности (умение сравнивать предметы и находить одинаковые, умение узнавать предметы), давать элементарные математические понятия, знакомить с географией, развивать речь и многое-многое другое, была бы фантазия. Я хочу предложить Вам наиболее удачные, на мой взгляд, игры.


Игра-упражнение «Чудесные горки»
Цель – Развитие различных видов тактильного восприятия.
Эта игра напоминает игру «Чудесный мешочек». В этом варианте игры знакомые малышу предметы (ключ, ложка, яблоко, машина, камешек, куб, шар и прочее) прячутся по одному не в мешочек, а в песочную горку. Задача малыша засунуть руку в песок, узнать, не высовывая, и назвать то, что было спрятано. Итог: все радуются и смеются. Играть по очереди с мамой.
Второй вариант игры: одна горка, два набора предметов. В горке спрятано два, три предмета; в руке у малыша один. Нащупать и выбрать из горки такой же предмет, как в руке.
Третий вариант игры: две горки и два набора предметов. Руки в горки засовываются одновременно, нужно узнать, что спрятано. Либо если в горке спрятаны по нескольку предметов найти два одинаковых на ощупь.

Упражнение «Узоры на песке»
Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.
Мама: «Сегодня мы с тобой будем рисовать узоры. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольников и т. д.»

Игра-упражнение «Создаем мир»
Цель — развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — это город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
В различных вариантах этой игры можно создавать и исследовать различные климатические зоны. Малыш вместе с мамой создает рельеф, ландшафт, населяет местность животными соответствующих видов. Это занятие похоже на чтение географической энциклопедии только объемной.

Упражнение «Едем в гости к ...»
Цель — развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».
Взрослый в игровой форме знакомит (закрепляет знания) ребенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над - под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Например: перед началом игры мама вместе с малышом создает ландшафт.
Мама: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыш отвечает—в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки / картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»

«Идем в гости к лошадке»
Аналогично выполняются игры-задания закрепляющие знания о домашних животных и их жилье.

«Плывем к дельфинам»
Цель - формирование и закрепление знаний об обитателях морей и рек и т. д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные (низкий рельеф), так и горельефные (высокий рельеф) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используйте формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д.
По очереди делайте отпечатки на мокром песке. Затем малыш по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает свою серию отпечатков, комментируя процесс. Можно начертить "тарелочку" или "лист бумаги" и украшать просить сделать "куличик" в углу, в центре, симметрично, или как-то ещё.
Включайте и задания на классификацию предметов, например, просите брать только геометрические формы, только изображения животных и т. д. Для детей от 4-х лет можно придумать задание похитрее: "возьми не красную и не жёлтую формочку", "ту, которая между красной и животным", и т.д.

Игра «Кто к нам приходил?»
Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.
Малыш отворачивается, мама изготавливает с помощью формочек барельефные (выпуклые) и горельефные (вдавленные) отпечатки, затем кроха отгадывает формочку, которую использовала мама. Потом можно поменяться ролями. Формочки нужно предварительно осмотреть и ощупать, обвести их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу». Можно вместе параллельно создавать два одинаковых круга. Сначала малыш может повторять за мамой. Потом поменяйтесь ролями.

Игра-упражнение «Мои ладошки»
Предложите ребёнку украсить отпечатки своих ладоней различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. Потом можно вместе сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».
Можно сделать два отпечатка и украшать их одинаково. Это задание формирует умение анализировать зрительные симметричные образцы.

Всего доброго!

Комментариев нет:

Отправить комментарий